Страх перед математикой у ребёнка затрудняет изучение предмета, так что могут возникнуть большие пробелы в знаниях. А это означает и более низкие оценки в аттестате, и невозможность выбрать карьеру в сфере, где требуются хорошие математические познания.
Но этим дело не заканчивается. Человеку, который испытывает дискомфорт, столкнувшись с цифрами, графиками и подсчётами, труднее принимать грамотные финансовые решения. И даже заботиться о своём здоровье, например верно интерпретировать данные, объясняющие риски какого-то заболевания или вред какой-либо привычки.
Такое состояние повышенного беспокойства, связанного с математическими способностями, исследователи выделяют в особый тип тревожности.
Она проявляется в виде напряжения, неуверенности и страха при необходимости что-то посчитать. Её могут сопровождать и чисто физические симптомы: потные ладони, зашкаливающий пульс, ком в горле.
Чаще всего от неё страдают школьники и студенты. Тревожные мысли мешают им вспомнить правила и формулы, вызывая состояние, которое лучше всего описывает фраза «Мозг завис». Поэтому ученики с высоким уровнем математической тревожности часто хуже проходят тесты и хуже запоминают новый материал. А это только усиливает тревожность, создавая замкнутый круг.
Исследователи из Кембриджского университета поработали почти с двумя тысячами детей из начальной и средней школы, расспросив их об отношении к математике и изучив их академические результаты. Они обнаружили целый ряд причин, которые могут привести к развитию математической тревожности.
Одна из причин — убеждение, что математика труднее других предметов. Если у ребёнка заранее складывается такое мнение, он чувствует себя менее уверенным на уроках и во время выполнения домашних заданий. Плохие оценки, проваленные контрольные, неприятные сравнения со сверстниками, братьями и сёстрами — всё это дети сами указали в качестве причин.
Кроме того, важную роль играет отношение к математике родителей. Если они сами боятся алгебры с геометрией, то могут нечаянно «заразить» страхом и своих детей.
Также влияет стиль преподавания учителей. Опрошенные во время исследования дети отмечали, что различающиеся методы объяснения иногда путают их, и от этого они чувствуют себя менее уверенными.
Ещё один вероятный фактор появления математической тревожности — это социальные ожидания. Девочки испытывают страх перед математикой чаще, чем мальчики, из-за укоренившегося стереотипа о том, что девочкам точные науки от природы даются хуже.
В идеале стоит сразу формировать у ребёнка положительное отношение к математике, начиная с первого класса или даже раньше. Если математическая тревожность уже возникла, попробуйте действовать следующим образом.
Следите за тем, не подпитываете ли вы неосознанно страх ребёнка. Вспомните, как вы обычно говорите о математике и что думаете о своих способностях. Постарайтесь стать увереннее.
Ищите увлекательные математические игры, предлагайте их ребёнку и играйте вместе с ним.
Установите компьютерные программы и приложения, которые помогают тренировать навыки выполнения различных математических операций. Плюс приложений в том, что они создают условия, в которых ребёнок не чувствует осуждения за неудачи.
Почаще приводите примеры случаев, когда он сам успешно справился с заданием по математике. Это поможет ему повысить уверенность в своих силах и изменить отношение к предмету.
Предложите ребёнку записать его страхи перед контрольной или экзаменом. Согласно исследованиям, это снижает тревожность и даже помогает получить более высокую оценку.